В период пандемии бизнес пересмотрел свое отношение к удаленной работе. Все больше компаний ищет отдельных фрилансеров или целые команды для выполнения различных задач, для которой требуются опыт и соответствующие навыки. 

Зачем бизнес нанимает фрилансеров?

Согласно исследованию рынка фриланса, проведенного биржей фриланса fl.ru совместно с  Высшей школой экономики, 23% заказчиков считают аутсорсинг важной составляющей бизнес-модели. Еще 19% полагают, что услуги фрилансера полезны для успешного функционирования компании. При этом 48% заказчиков подобных услуг воспринимают их в качестве вспомогательного элемента бизнеса.

Основные мотивы сотрудничества:

  • привлечение квалифицированных специалистов на ограниченное время или отдельные проекты — 66%;
  • высокая скорость поиска необходимого работника — 50%;
  • доступная стоимость вознаграждения за работу — 49%;
  • отсутствие затрат на офис и рабочие места — 36%;
  • экономия на оплате отпуска, больничных и соцпакета — 32%;
  • гибкость в зависимости от сезонности и колебаний спроса — 27%;
  • кратковременное привлечение малоквалифицированных сотрудников на стандартные задачи — 18%;
  • возможность снижения налоговых отчислений — 18%.

Характерно, что около 32% опрошенных заказчиков в настоящее время работают на фрилансе, 29% имели такой опыт ранее и лишь 39% респондентов не знакомы с данным форматом лично.

Кому нужны услуги фрилансеров?

Опрос, проведенный нашей компанией Rootpay показал, что наиболее тесно и часто с фрилансерами работают именно малые и средние компании. На это есть свои причины.

  • Малый и средний бизнес

Преимуществом аутсорса для малого и среднего бизнеса является экономия средств и офисного пространства, сдельная система оплаты, возможность найма фрилансеров из разных регионов и стран. Тестовый или кратковременный проект обычно не требуют найма постоянного сотрудника. Намного эффективнее временно взять в команду удаленного работника с нужными навыками для решения конкретной задачи. Также это может стать оптимальным вариантом при форс-мажорной ситуации или необходимости нового творческого видения проекта. Понадобился на несколько дней дизайнер, промоутер, курьер или официант – подключайте к работе фрилансера.

  • Начинающие предприниматели и стартапы

Многие стартапы и предприниматели-новички изначально пытаются со всем справиться самостоятельно. Однако опыт показывает, что ряд общих задач эффективнее делегировать специалисту. Например, привлечение новых клиентов требует создания качественного сайта, с чем отлично справится веб-разработчик на аутсорсинге. Это же касается настройки рекламной компании и других специфических проектов. Тем более, что стартап обычно ограничен в бюджете и нуждается в оптимизации расходов. В таких условиях услуги фрилансеров – логичный и эффективный шаг.

  • Крупные бизнес-компании

Большой бизнес также «не брезгует» помощью внештатников. Подключение в проект независимого подрядчика – удобный способ делегировать однотипную рутинную работу. Особенно это касается компаний, которые основную свою деятельность ведут в интернете: журналам требуются ретушеры, новостным порталам – копирайтеры и т.п. Правда в случае крупного бизнеса все же есть своя особенность – предпочтение отдается уже сплоченной команде, чем нескольким фрилансерам-одиночкам.

В каких сферах фрилансеры наиболее востребованы?

Анализ сфер и направлений сотрудничества компаний-работодателей Rootpay с исполнителями показал, фрилансеры из каких сфер деятельности наиболее востребованы:

  • Графика и дизайн — 58%.
  • Услуги доставки — 49%.
  • Программное обеспечение — 38%.
  • Интернет маркетинг, реклама и PR — 36%.
  • Тексты и переводы — 32%.
  • Аудит, юридические услуги и консалтинг — 24%.
  • Маркетинг, реклама и PR — 23%.
  • Строительство и ремонт — 19%. 
  • Онлайн-продажи — 11%.
  • Образовательные проекты — 6%.
  • Промышленное производство — 1%.
  • Наука и медицина — 1%.

Учитывая специфику работы нашей компании, большинство таких контрактов – длительное сотрудничество. 

Почему привлечение фрилансеров в работу компании — выгодно?

  • Демпинг цен

Пандемия и последующий карантин привели к значительному росту числа фрилансеров. В погоне за заказами многие новички демпингуют, т. е. искусственно занижают цены на услуги. И опытные удаленные работники также вынуждены подстраиваться под условия рынка. В конечном итоге это дает возможность бизнесу нанять квалифицированного исполнителя по умеренной цене. Причем, многие новички-фрилансеры являются опытными специалистами в своей сфере и качественно справляются с поставленными задачами.

  • Отсутствие издержек

Фрилансер не нуждается в отдельном рабочем месте, оборудовании и других сопутствующих затратах. Поэтому расходы компании на такого сотрудника значительно ниже, чем на штатного. Это особенно важно при планировании бюджета небольшого бизнеса или стартапа.

  • Разное месторасположение

На международном рынке удаленных услуг есть представители практически всех стран. Поскольку уровень жизни в них значительно отличается, стоимость одних и тех же услуг фрилансеров может колебаться в несколько раз. Это дает дополнительное преимущество заказчикам, которые могут нанять исполнителя с более низкими расценками.

  • Эффективность и адреналин

Часто между работодателем и фрилансером складываются особые отношения, когда уровень общения выходит за рамки работодателя и наемного работника. Такая коммуникация может быть эффективной как в эмоциональном, так и в профессиональном плане. Особенно в области обмена полезной информацией о состоянии рынка. Кроме того, некоторые «удаленщики» получают определенную порцию адреналина от нестабильной занятости и поиска заказов. Благодаря чему развивают аналитические способности, точно оценивая надежность потенциального клиента.

  • Гибкость и мотивация

Фрилансеры, как правило, высоко мотивированы. Они осознают ответственность перед заказчиком и, в отличие от некоторых штатных сотрудников, не имеют на кого свалить свой прокол. Однако, поскольку часто работают с несколькими заказчиками, имеют ограниченные временные рамки для маневра. Поэтому для страховки от срыва дедлайна рекомендуется оставлять небольшой запас времени, сообщая исполнителю более раннюю дату. Если планируется масштабный проект, лучше обсудить занятость фрилансера заранее. И предложить дополнительную мотивацию при досрочном завершении работы. Тем более, что такие работники часто отличаются гибкостью и способностью работать практически в любое время суток.

  • Быстрый поиск и простое расставание

Время закрытия позиции фрилансером в среднем по рынку занимает 14 дней. Время закрытия постоянной оффлайн-вакансии на аналогичную должность в офисе растягивается до 2 месяцев. Зависит это и от принятого в России процесса найма (собеседование в офисе, на которое не доезжает большое количество кандидатов). И риски неправильного выбора сотрудника. При найме в офис работодатель пытается найти лучшего из лучших работника на долгий срок. При поиске фрилансера работодатель принимает решение быстрее, так как от фрилансера проще отказаться, чем от сотрудника в офисе. Кроме того, работая с удаленным сотрудником компания нивелирует часть рисков, связанных с ТК РФ, например:

  • фрилансеру не надо отрабатывать 14 дней после увольнения;
  • фрилансеру не надо платить денежную компенсацию за увольнение; 
  • с фрилансером можно расстаться в один день, если это прописано в договоре при работе с ним.

Насколько это безопасно? Риски привлечения фрилансеров

  • Зависимость заработка фрилансера от репутации

Отзывы предыдущих заказчиков позволяют реально оценить ответственность и уровень компетенции специалиста. От чего, естественно, напрямую зависит оплата его труда. Поэтому необходимо обращать внимание на такую информацию в профиле фрилансера на биржах. В то же время не стоит полностью отказываться от услуг фрилансеров-новичков, многие из которых ради получения первых положительных отзывов постараются выполнить задание как можно лучше.

  • Инструменты безопасных сделок

Сотрудничество с компаний Rootpay является гарантией безопасной сделки между заказчиком-компанией и фрилансером-исполнителем.

Такой подход дает возможность бизнесу сконцентрироваться на ТЗ и рабочих моментах, ведь достаточно просто пополнять счет сервиса для оплаты работникам и каждый месяц получать пакет документов по всем проведенным работам от Rootpay. Фрилансеры же могут спокойно заниматься выполнением поставленных задач, не переживая об оплате – деньги резервируются на сервисе при старте работы над заданием и после выполнения поступают на счета исполнителя.